Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Территория и главные корпуса «Жабынского завода» на заре его существования | картинка с сервиса «Яндекс.Картинки», обработка автора статьи  

Начало легенды

После того, как не стало главного учредителя «Жабынского завода» И. Колчина, заводом руководит Устин Курбатов. Но в завещании Колчина имелась пометка о том, что полноправном распорядителем производства на предприятии должен стать тюменский купец Иван Игнатов.

Ещё до этого, в начале 1870-х, «Жабынский завод» серьёзно заявляет о себе, показав свою продукцию сначала на Тюменской промышленной выставке, а затем на выставках в других городах. Следующие годы становятся для него стремительным подъёмом. 1882 и 1883 годы  — возводятся два новых заводских корпуса из кирпича. На территории предприятия появляется полноценный медпункт и отдельное здание заводоуправления, а также строится паровая мельница с водокачкой. Чуть позже появляются училище по образцу фабрично-заводских, небольшая церковь и несколько жилых домиков для преподавательского состава.

Один из старых корпусов «Жабынского завода», частично видоизменённый в советское время. 2017 год — Тюмень | фото автора  

На пике успеха

«Жабынский завод» прославился не только выпускаемой продукцией, но также трудившимися в его стенах специалистами, профессионализм которых стоял на высочайшем уровне. Поначалу Иван Игнатов приглашает в Тюмень необходимые кадры с других предприятий Колчина и Курбатова, в том числе из Нижнего Новгорода. Затем промышленник вкладывает существенные денежные суммы в приём иногородних учителей для подготовки заводского персонала в новом училище при заводе. В разное время на верфи трудятся от 300 до 500 человек. Благодаря Ивану Игнатову в историю тюменского судостроения вписаны имена таких выдающихся мастеров, как И. И. Кочетков, Т. П. Красильников, Г. Е. Аукин, а также Л. Я. Капитанов, являвшийся заводским управляющим и большим новатором. За заслуги Капитанова перед заводом И. И. Игнатов называет его именем один из своих пароходов!

На «Жабынском заводе» были разработаны и внедрены в постоянную практику водные и сухопутные краны для подъёма очень тяжёлых грузов, особые механизмы для мельниц, новые рельсы для железной дороги. Было совершено множество других открытий и сделано немало разработок. Помимо этого предприятие Игнатова получает известность как первое судостроительное производство в Сибири, на котором появляется электричество! Иван Игнатов строит и запускает сразу две электростанции: одну для верфи, а другую ставит на правом берегу Туры недалеко от перевалочной железнодорожной станции «Пристань Тура», снабжая электрической энергией не только её и близлежащий порт, но также все окрестные жилые дома и небольшую набережную. К тому времени Игнатов — уже хозяин крупнейшего речного флота за Уралом, настолько крупного, что с ним не торопится конкурировать ни один другой пароходовладелец.

Снос Тюменского Судостроительно-судоремонтного завода с оставшимися старыми корпусами «Жабынского завода», которые были частично видоизменены в советское время. Начало 2019 года — Тюмень | фото автора  

Закат легенды

В период первой русской революции 1905–1907 годов у «Жабынского завода» начинаются первые серьёзные проблемы. В основном это потеря большого числа заказов и производственных оборотов. Однако ещё до начала XX века на прибыльности завода постепенно начинает сказываться отсутствие железнодорожных подъездов. Железная дорога прошла в город с противоположной стороны реки. И предприятия, располагавшиеся на правом берегу Туры, с того момента находились в более выгодном положении. Вследствие всего перечисленного Иван Игнатов решает отойти от заводских дел и отдаёт управление верфью Фоме Егоровичу Ятесу, а сам полностью погружается в дела пароходства. Однако Ятесу не удаётся вернуть взятые ранее обороты производства и вновь поднять прибыльность предприятия.

С началом 1912 года, по согласованию с Игнатовым, завод прекращает работать. Тогда же Иван Иванович складывает с себя все обязанности в  «Товариществе Западно-Сибирского пароходства и торговли» и возвращается на родину. Территория «Жабынского завода» быстро пустеет. После окончательного прихода за Урал Советской власти на базе бывшей верфи сначала разместится здравница для заводских рабочих, затем начнёт функционировать Тюменский Судостроительно-судоремонтный завод. Но это будет совсем другая история.

  Текст и фото: Сергей Ермолаев

БЛОГ

Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Речное судостроение в Тюмени

Мыс получил своё название от одного из рабочих поселков, возникших здесь в советское время после образования...
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Основатели речного судостроения в Сибири

Создание сибирского пароходства связано с несколькими именами, среди которых стоит отметить в первую очередь имена...
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Тюменская слобода

На юго-западе Тюмени, за объездной дорогой, между Московским трактом и коттеджным посёлком Комарово продолжает расти...
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

На улице Мориса Тореза

Здравствуйте и добро пожаловать в старинный город Тюмень!
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Police 1101: фонарь, вызывающий одновременно и удовлетворение, и разочарование

Фонарь-шокер Police 1101, как и любой другой подобный предмет, является не только доступным средством защиты,...
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Личные итоги 2022 года кратко

В последние дни декабря все (многие — это точно) подводят те или иные итоги года. Подвёл их и я, но на сей раз сделал...
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

О последней съёмке в 2022 году

За несколько дней до конца года повторно гулял и фотографировал на пешеходной улице Дзержинского. Это была моя...
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Экскурсия по Сараям

Здравствуйте и добро пожаловать на экскурсию по району города Тюмень с историческим названием Сараи!
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Конец тюменского Камвольно-суконного комбината

Тюменский Камвольно-суконный комбинат в своё время стал крупнейшим текстильным производством страны и одним...
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Несколько слов о фотокамерах Sony A6000 и Sony A6400

Продолжая говорить о фотокамерах, с которыми я работал в тот или иной период времени, не могу не уделить внимание...
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

На тропах старинного парка

Теперь мало что осталось от былого величия и красоты этого места. Лишь длинный трёхэтажный спальный корпус дома...
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Шестиэтажка с печной трубой

Здравствуйте и добро пожаловать в славный город Екатеринбург!
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Субботники в Городищенском логу

Городищенский лог. Естественный овраг речки Тюменки длиной 1,5 километра и глубиной местами с восьмиэтажное здание....
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

Светящиеся медведи в городе!

Они приходят уже не первый год, причём появляются в одно и то же время — в первый или второй день последнего месяца...
Взлёт и падение «Жабынского завода». ФОТОГРАФ СЕРГЕЙ ЕРМОЛАЕВ

В центре Тюмени открыли стелу «Город трудовой доблести»

Этот объект создавался не один месяц, может показаться, что вообще слишком долго, но вот к концу октября все работы...