Предисловие
На протяжении десятилетий по теме «Титаника» выходили многочисленные статьи и исследования — как журналистские, так и научные. Помимо этого были изданы десятки книг различных авторов со всего света. Телевидение выпустило бесчисленное множество передач по теме и продолжает время от времени это делать. Не остался в стороне и кинематограф: уже спустя месяц после катастрофы вышел первый игровой фильм о «Титанике», а всего с тех пор и до сегодняшнего дня мы имеем свыше полутора десятка художественных кинолент. Сериаломанам будет приятно узнать, что и для них кое-что припасено. Существует не менее десяти художественных, документальных и документально-игровых телесериалов о судьбе прославленного судна и его пассажиров. По сей день выпускается всевозможная сувенирная продукция с символикой «Титаника».
История начинается
Киль «Титаника» был заложен 31 марта 1909 года на верфях компании «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айлэнде близ Белфаста. Судно строили рядом с его братом-близнецом «Олимпиком» три тысячи рабочих, которые использовали самый большой на то время портальный кран в мире. Но «Олимпик» заложили намного раньше и спустили на воду в октябре 1910 года. «Титаник» встал на воду лишь 7 месяцев спустя, 31 мая 1911 года в 12 часов 13 минут местного времени.
Следующие несколько месяцев пароход достраивали наплаву, затем он проходил ходовые испытания. «Олимпик» и «Титаник», а потом «Британик» стали самыми большими пассажирскими судами своего времени. И хотя внешне они точно повторяли друг друга, «Титаник» считался улучшенной версией «Олимпика»: он был на 8 сантиметров длиннее своего младшего собрата и обладал кое-какими доработками установленного на борту оборудования. Длина «Титаника» равнялась 260 метрам, ширина составляла чуть больше 28 метров, а водоизмещение достигало 52310 тонн при осадке 10,5 метра. Пароход состоял из восьми стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии от 2,6 метра до 3,2 метра. Таким образом высота над водой при максимальной осадке достигала почти 23 метров. Лайнер снабдили четырьмя эллипсовидными трубами для отведения дыма диаметром 7,3 метра каждая.
После ходовых испытаний и полного обустройства палуб и кают, гигант 3 апреля 1912 года прибывает в порт Саутгемптон, откуда вскоре должен отправиться в свой первый рейс через Атлантический океан в Нью-Йорк. Он готовится принять на борт около полутора тысяч пассажиров без учёта членов экипажа, отрядов кочегаров и обслуживающего персонала. Всего же в день отплытия на борт заходит, по меньшей мере, 2208 человек. Увы, со стопроцентной достоверностью число пассажиров не назовёт никто, потому как количество погибших в катастрофе «Титаника» до сих пор установлено лишь приблизительно.
Милош Губачек и его «Титаник»
Губачек М. «Титаник» / Пер. с чеш. И. Мачульской. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Минск: ООО «Попурри», 1998. — 608 с.: ил.
Именно эта книга, согласно мнению литературных критиков, историков и экспертов по документалистике, является одним из лучших исследований по теме «Титаника» в печати. И действительно, чешский писатель Милош Губачек подарил нам великолепную книгу, в которой заинтересованный читатель сможет отыскать всё, что ему нужно, и даже больше. Здесь не только обстоятельное изложение истории создания гигантского парохода, или, как его тогда ещё называли, «плавучего дворца». Также в книге дана весьма объёмная справка по истории пассажирского судостроения, освоению Атлантики и развитию водного сообщения между Европой и Северной Америкой. Особое место в издании занимают главы, посвященные непосредственно катастрофе и гибели «Титаника», включающие в себя достаточно уникальные подробности, не встречающиеся более нигде в печатных материалах на русском языке.
Необъяснимо, но факт
В какие-то моменты невольно возникает вопрос: неужто больше никаких морских катастроф не случалось? Почему всё-таки «Титаник»? На это вряд ли можно ответить однозначно. Тут как с НЛО или полтергейстом: необъяснимо, но факт. Хотя, конечно, можно предположить, почему именно «Титаник» снискал себе столь большую славу и остаётся на наших устах даже спустя 111 лет. Это действительно одна из наиболее крупных морских катастроф в истории по числу жертв. Ночью 15 апреля 1912 года, когда лайнер пошёл на дно, в водах северной Атлантики оказалось более 2200 человек, на шлюпках спаслись лишь несколько сотен. Пресса по обе стороны океана долгое время «шумела», вновь и вновь поднимая тему крушения, а компания «Уайт Стар Лайн», спроектировавшая судно и владевшая им, получила серьёзный удар по репутации. После компания уже не была прежней, гибель «Титаника» навсегда изменила её.
Первый и единственный рейс
Почти перед самым полуднем на «Титанике» раздался удар сигнального колокола, и над Саутгемптонским заливом далеко разнеслось эхо судового гудка, извещавшего, что самое большое судно в мире выходит в плавание.
Губачек М. «Титаник» / Пер. с чеш. И. Мачульской. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Минск: ООО «Попурри», 1998. — 608 с.: ил.
Путь «Титаника» через Атлантический океан начался от порта Саутгемптон на южном побережье Англии 10 апреля 1912 года в полдень местного времени. Первые часы своего путешествия «плавучий дворец» двигался малым ходом, огибая скалистые берега британского острова и проходя пролив Ла-Манш. Перед выходом в открытый океан его ожидали две непродолжительные остановки: первая состоялась во французском Шербуре вечером того же дня, а вторая произошла в ирландском Куинстауне в середине дня 11 апреля. Во время остановок «Титаник» взял на борт сотни мешков с почтой к уже имеющимся нескольким тысячам, а также небольшое количество новых пассажиров. К концу дня теплоход уже средним ходом выходил в бескрайним просторы Атлантики, постепенно наращивая обороты гребных винтов.
Удобства, предоставляемые «Титаником», разумеется, были самыми впечатляющими в помещениях I класса, где роскошь практически была безгранична. Большие океанские пароходы, а «Титаник» занимал среди них ведущее место, стали плавучими аналогами самых знаменитых отелей того времени и, в сущности, появились лишь для того, чтобы удовлетворить прихоти представителей мировой финансовой и промышленной олигархии. Именно для таких заказчиков компания «Уайт Стар Лайн» и построила «Титаник», в соответствии с этим она его и оборудовала.
Губачек М. «Титаник» / Пер. с чеш. И. Мачульской. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Минск: ООО «Попурри», 1998. — 608 с.: ил.
Туман и айсберг
«Титаник» отправился в путешествие в ореоле непотопляемости. Журналисты в один голос восхищались им, называли «непотопляемым плавучим дворцом», повторяя слова его создателей. Руководство «Уайт Стар Лайн» открыто гордилось своим детищем. В компании были уверены, что с лайнером не может случиться ничего плохого. Но ещё ни одна верфь мира не построила непотопляемого судна. 14-го апреля хорошая погода продолжала сопровождать судно, как-то было и в первые дни плавания. Паровые машины корабля вывели на полную мощность, работали 24 котла из двадцати пяти имеющихся, и «Титаник» разогнался почти до максимально возможных для него 22 узлов — чуть более 40 километров в час. Однако это происходило на фоне нескольких предупреждений о дрейфующих в северных районах океана айсбергах, которые приходили радистам «Титаника» от других судов как накануне, так и уже воскресным утром 14-го числа. К вечеру стало холодать, появился туман…
Стрелки на часах на мостике показывали 23 часа 39 минут. Двое вперёдсмотрящих, Флит и Ли, продолжали вглядываться с фок-мачты в окутанный туманом горизонт; казалось, туман густеет, он становился всё более явственным. Вдруг Флит прямо перед носом судна увидел что-то ещё более тёмное, чем поверхность океана. Одну-две секунды он всматривался в эту тёмную тень, ему казалось, что она приближается и растёт. «Перед нами лёд», — закричал он и тут же ударил в колокол, висевший в «вороньем гнезде».
Губачек М. «Титаник» / Пер. с чеш. И. Мачульской. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Минск: ООО «Попурри», 1998. — 608 с.: ил.
Как показало расследование катастрофы, пароход был слишком велик, а его рулевая тяга — слишком слаба. При высокой скорости передвижения он не мог быстро изменить курс и уклониться от столкновения с препятствием, обнаруженным всего в километре прямо по курсу. Столкновение произошло через 30 или 40 секунд после удара в колокол вперёдсмотрящим. «Титаник» задел айсберг низом правого борта. Контакт продолжался считанные секунды, однако повредил обшивку на протяжении около ста метров — от носовой части до котельной № 5. Слишком большое повреждение, чтобы можно было оставаться на плаву. С этого момента, что бы ни делал экипаж, пароход был обречён.
Вместо заключения
Стойкость и благородство уходящей эпохи, величественность большого корабля по своему согласуется только с безрассудством людей, которые вели его сквозь темноту в бездну.
Джеймс Кэмерон
Руководство компании «Уайт Стар Лайн» составляли высокомерные, заносчивые люди, стремившиеся поразить мир масштабом и роскошью своего нового детища. И название пароходу выбрали соответствующее. «Титаник» — прямая отсылка к титанам из мифов древней Греции. А из этих мифов нам известно, что титаны, возомнившие себя сильнее богов и бросившие им вызов, были низвергнуты в глубочайшую бездну Тартар.
Минуло 111 лет. Многое в мире изменилось. Человек освоил космос и самые тёмные глубины океанов, межконтинентальные перелёты стали обыденностью, наука подарила человечеству искусственный интеллект. А тем временем где-то там, на дне Атлантики, продолжает обращаться в прах покорённый титан. И, как было сказано в одном документальном фильме, мы можем оставить «Титаник», но он никогда не оставит нас…
В материале представлены исторические фотоснимки «Титаника». Картинки взята через сервис «Яндекс.Картинки» из открытых источников.
Текст: Сергей Ермолаев