«Любовник» (1991)
Коротко о главном
Действие картины разворачивается в 1930-е годы в Сайгоне. Бедная и не совсем благополучная семья в составе пожилой грубоватой и явно не очень хорошо образованной матери, двух её сыновей, старший из которых наркоман с бандитскими наклонностями, и юной прелестной дочерью перебралась сюда на какое-то время из Франции. Дочери 15 лет и она учится в пансионе для девочек. После очередных каникул, возвращаясь из дома на постоянное пребывание в учебном пансионе, девушка встречает состоятельного 30-летнего китайца, который проявляет к ней интерес. Он предлагает подвезти её. Между ними мгновенно завязывается страстный роман. Они регулярно встречаться, посещают ресторан, гуляют и постоянно занимаются любовью. Но у мужчины уже есть невеста — китаянка, равная ему по статусу. Влюблённые стараются убедить себя в том, что они друг для друга — лишь случайные любовники, не более.
Производство картины с начала подготовки к съёмкам и заканчивая монтажом отснятого материала заняло более двух лет. Съёмочный процесс проходил в первой половине 1990 года во Въетнаме. Актрисе Джейн Марч, исполнившей роль пятнадцатилетней девушки из пансиона, к моменту начала съёмок было 17 лет и как раз во время съёмок исполнилось восемнадцать. Для Марч это был дебют в кино, но к тому моменту она уже была известной и опытной фотомоделью, из-за чего ей оказалось не сложно согласиться на съёмки в фильме с рядом чрезмерно смелых, откровенных сцен.
Впечатление
Экранизация одноимённого автобиографического романа Маргерит Дюрас получилась по-своему нежной и меланхоличной, как и само литературное произведение. Харизматичные персонажи, достаточно хорошая актёрская игра и нечасто встречающийся в кинематографе стиль повествования, а также достойная операторская работа в большинстве сцен делают просмотр лёгким, увлечённым. История проносится перед глазами, как иногда говорят, на одном дыхании. И да, главная изюминка экранного произведения — чувственная и красиво снятая эротика, которая стоит того, чтобы её увидеть хотя бы раз. Ну, а после просмотра фильм неизбежно оставляет приятное с чуть заметной грустинкой послевкусие. Чуть-чуть и совсем ненадолго, но этого хватает.
«Судья Дредд» (2012)
Коротко о главном
На пыльных улицах гигантского города будущего мчится мощный мотоцикл, которым управляет Дредд, облаченный в броню и лишённый сомнений. Он не знает сожаления, он не знает пощады. Он — присяжные, судья и палач в одном лице. Идеальная машина правосудия. В мегаполисе, где преступность процветает буквально за каждым поворотом, ему поручено блюсти закон. Но сегодня ему придётся ещё сложнее. К нему приставляют новичка, девушку-экстрасенса Андерсон. Оба они попадают в западню, устроенную одной из правящих банд, выбраться живыми из которой едва ли возможно…
Впечатление
По-настоящему атмосферных и увлекающих фантастических боевиков было немного и раньше, во времена выхода «Судьи Дредда» с Сильвестром Сталлоне. Позже их стало ещё меньше. Фильм Пита Трэвиса можно смело причислить к таким редким образцам. Не только потому, что он максимально приближен к оригинальным комиксам, но и за то, что история показана именно такой, какой должна быть: мрачной и без каких-либо скидок. Ещё данный вариант «Судьи Дредда» выигрывает за счёт хорошего кастинга, достаточно убедительной актёрской игры и, конечно же, камерности повествования — вынужденной, поскольку бюджет картины был сильно ограничен, но, как выяснилось, сыгравшей на руку.
«Слово пацана» (сериал 2023)
Коротко о главном
Конец 1980-х годов. Некогда великая держава разваливается, и пути назад уже нет. Примерно то же происходит и в обществе. Родители многих подростков борются за простое выживание, пытаясь противостоять жестокости судьбы, а подростки собираются в уличные банды.
Среди наступающей нищеты и хаоса существовали чёткие правила, которых придерживались молодые бандиты и которые никто не мог просто взять и нарушить. Эти правила и были их силой, олицетворением слова пацана, что было сильнее любой иной клятвы. Живя в столь непростое время, 14-летний Андрей из интеллигентной семьи становится свидетелем несправедливости и насилия. Однажды ему поручают помочь сверстнику Марату, который оказывается членом группировки и известным в районе гопником. В ходе их общения Андрей понимает: он больше не желает оставаться слабаком и чушпаном. Парень решается вступить в банду, поскольку ему кажется, что только так он сможет выжить сам и защитить свою семью.
Мы — улица
Действия сериала происходят в городе Казань неслучайно. Кинематографисты обратились к этой локации, потому что здесь в 1970-х здесь произошёл чрезвычайно резкий и крупномасштабный всплеск преступности, который впоследствии стали называть «казанским феноменом». Причём среди бандитов и даже матёрых «авторитетов» встречались преимущественно несовершеннолетние.
Группировки объединяло место проживания. Банды, или, как ещё говорили, «улицы», именовали себя по названию родного района или какого-либо известного объекта/места «на районе». «Улицы» имели чёткую иерархию, у них был свой специфический жаргон и различные ритуалы. Новичку, чтобы вступить в банду, необходимо было выдержать поединок с одним из самых сильных членов группировки, не закричать от боли, не потребовать прекратить драку, не убежать. Младшие беспрекословно подчинялись старшим. Все соблюдали «уличную» дисциплину: не бухали, тренировались по мере сил и возможности, всегда являлись на «сходки». События, захлестнувшие столицу Татарстана в 70-е годы, стали своеобразным фундаментом другого явления, распространившегося уже на всю страну и известного в народе как «лихие девяностые».
Несмотря на то, что сюжет разворачивается на улицах Казани, создателям сериала пришлось отказаться от съёмок в этом городе из-за протеста со стороны местных общественных деятелей. Почти все съёмки перенесли в Ярославль.
Многие говорят о том, что сериал является экранизацией книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Однако это не так. Создатели сериала обращались к этому изданию лишь за вдохновением, и чтобы получить необходимую информацию о специфике того времени в обозначенном городе. Автор книги Роберт Гараев был приглашён в сериал на правах главного консультанта.
Впечатление
Выход сериала стал «громким» событием, прилично взбудоражившим киноманов, сериаломанов, да вообще всю общественность. Не буду разбираться в том, что послужило тому причиной, однако отмечу, что если б не шумиха и «вопли» со всех сторон, то сериал мог пройти мимо меня незамеченный. Изначально не собирался его смотреть. Но вот всё же посмотрел.
Нужно признать: вещь получилась действительно интересная, в каком-то смысле уникальная. Разумеется, криминальных драм на экране как нерезаных собак. Но вот именно таких, как этот сериал, пожалуй, нет: таких по атмосфере, по настроению, по стилю подачи истории, по акцентам, заложенным в него образам и смыслам. В целом грамотно собранная и с толком поданная вещь. Но каким бы качественно скроенным ни был тот или иной экранный продукт, всегда найдутся какие-нибудь недоработки, нестыковки. В данном сериале их тоже хватает. Большая их часть — мелочи, на которые можно не обращать никакого внимания, поскольку они явно ничего не портят, смотреть не мешают. Но несколько моментов всё-таки слишком уж бросаются в глаза и вызывают серьёзные вопросы к авторам. Скажем только о двух из них. Мать Андрея — персонаж, очень коряво и по-идиотски написанный, совершающий, наверное, самые неадекватные и противоречивые поступки среди всех героев показанной истории. Ещё одна дикая дурь сериала, не поддающаяся никакой логике — неформальное общение молодой сотрудницы из органов и новоиспечённого группировщика Андрея, который, насколько можно судить по увиденному, ещё и надеется на завязку с ней каких-то отношений. В реальности такого быть не могло категорически просто потому, что он — член группировки, а она — ментовка. После такого остальные «косяки» сериала становятся не особо важны.
Романтизация преступности или нет?
В поздние девяностые и начале нулевых, будучи ещё школьником, я сам общался с бандитами, рос в очень спорной, можно сказать, криминальной среде, какое-то время сам состоял в некоем подобии уличной банды. Конечно, в моей жизни всё было относительно спокойно, «лайтово», совсем не так, как в рассматриваемом сериале. Но и слава богу.
Те люди, кто заговаривает о том, что «Слово пацана» — романтизация преступности и образов уличных бандитов, а значит, его следовало бы запретить, не вполне понимают, о чём говорят. Это не взрослые и не совсем умные люди. Когда в восьмидесятые и девяностые преступность была повсюду, бандиты непрерывно стреляли и резали друг друга за каждым углом. И почти все свернувшие на криминальный путь люди так или иначе кончили плохо. Что здесь может быть романтичного или поэтичного? Абсолютно ничего. Это страшно и очень грустно. Сериал как раз о последнем.
«Кино про бандитов» (мини–сериал 2023)
Коротко о главном
Хмурый, малоразговорчивый главарь ОПГ из одного провинциального городка по имени Гавр отсидел положенные ему 15 лет и выходит на свободу. Чем теперь заняться? А почему бы отъявленному бандиту и уголовнику не снять кино про себя любимого, да про всякие свои «подвиги» из прошлой, дотюремной жизни? Глядишь, и кинозвездой можно стать! Сказано — сделано. Но не всё оказывается так просто…
Главные роли в криминальной комедии исполнили Михаил Пореченков и Дмитрий Нагиев. Мини-сериал снимался на протяжение нескольких месяцев специально для онлайн-кинотеатра Premier и был презентован широкой аудитории в июне 2023 года.
Впечатление
Авторы сериала явно хотели постебаться над многими российскими криминальными фильмами, высмеять определённые сюжеты и образы. Получилось? Трудно сказать однозначно. Но комедия у них точно получилась. Не скажу, что прям суперуморительная комедия, тем не менее юмор, сатира — всё есть, всё на своих местах, и всё в большинстве случаев выглядит вполне неплохо. Простой, ни на что не претендующий сериал, который хотя и не оставляет почти никаких эмоций, ни за что особо не задевает, смотрится всё же приятно, с лёгкостью и некоторым увлечением. А раз он создан именно для отдыха и расслабона, то что ещё надо?
Текст: Сергей Ермолаев.
Картинки взяты с помощью сервиса «Яндекс картинки» из открытых источников.