Начало новой эпохи
Создание сибирского пароходства связано с несколькими именами, среди которых стоит отметить в первую очередь имена Ивана Савельевича Колчина, Устина Саввича Курбатова и Ивана Ивановича Игнатова. На большей части страны к середине XIX века происходит уверенное становление речного судоходства. А за ним, будь то грузовые или пассажирские перевозки на любой из рек, всегда стояли продвинутые и смекалистые предприниматели. И само собой разумеется, эти дельцы заводили паровые суда исключительно в личных целей: для проведения торговых операций и получения прибыли от перевозки людей и груза.
Стоит признать сразу, что создание собственного парка речного транспорта было удовольствием не из дешёвых. Для начала торговли в крупных масштабах, следовало уже обладать некоторым капиталом. Стоить готовый средний пароход мог в районе 60 тысяч рублей, а его приобретение в коммерческих целях требовало наличие купеческого свидетельства 1-й гильдии. Если же говорить о собственном строительстве судов, то здесь требовались в разы большие вложения. Мало кто мог себе такое позволить. Одним из тех, кто смог состояться как полноценный, а также независимый судостроитель и судовладелец, оказался Иван Колчин.
Иван С. Колчин
Иван Савельевич Колчин родился в Сарапуле в 1822 году, и его круг общения был определен старообрядцами. Дела, связанные с пароходами, Иван Савельевич начинает на пару с братом Михаилом Колчиным. На реке Каме в конце 1840-х годов братья собственноручно строят первый пароход «Надежда». Но судно не приносит своим создателем желаемой выгоды и благоприятной известности. После первого рейса, когда «Надежда» получает серьёзную поломку, срок поставки важного государственного заказа срывается. Судно конфискуют в счет возмещения убытков казны. Произошедшее едва не разоряет братьев. Михаил прекращает попытки подняться на судостроении и грузоперевозках, но Иван — нет. И спустя некоторое количество времени упорство Ивана Колчина вознаграждается.
Пребывая к 1857 году в статусе московского купца 2-й гильдии, Колчин закладывает основу своей судостроительной империи. Первый крупный завод Колчина начинает работать в Нижнем Новгороде под названием «Паровое механизированное предприятие для исправления машинных поломок и ремонта судовых корпусов». С началом 1870 года на заводе И. Колчина трудится один из самых талантливых механиков того времени, новатор в своём деле Василий Иванович Калашников, при котором предприятие выпускает более 30 новых пароходов и других видов речного транспорта. В их числе — первые наливные баржи для перевозки топлива и иных жидких грузов. Успехи Ивана Колчина в ремонте и строительстве судов побуждают его к расширению бизнеса.
Расширение дел за Урал
Уже после первых крупных успехов в своём деле, Колчин спешит расширить бизнес. И направляет пристальный взгляд за Урал. Ведь там речное судоходство по-прежнему было очень слабо выраженным, а соответствующих производств вообще почти не числилось. Вместе с ближним родственником и деловым партнёром Устином Курбатовым, промышленник «идёт» в перспективный и многообещающий Тюменский край. Здесь он начинает первые шаги на судостроительном поприще сообща с местным купцом Иваном Игнатовым.
Справедливости ради нужно отметить, что в Тюмени до прихода Колчина уже работало судопроизводство. Занимался им английский подданный Гуллет. Он стал первым, кто в Тюмени занялся кораблями с паровым приводом, и первым, кто рискнул начать строительство речных судов в железном корпусе.
Гектор Гуллет
Гектор Гуллет родился в городе Ньюкасл Британской империи в 1800 году. С детства его интересовало инженерное дело. Но старания открыть коммерческий проект в желаемой сфере на родине не приводят к должному успеху. По данной причине Гуллет совместно с женой в 1845 году перебирается в Российскую империю, законы которой в то время благоприятствовали иностранному капиталу и трудовой силе. В первые годы после переезда Гектор Гуллет проживает в Екатеринбурге и трудится по найму в организации «Гакс и Тет». Собственниками фирмы были также зарубежные подданные, купцы 1-й гильдии, инженеры и заводоустроители Пётр Васильевич Гакс и Пётр Эдуардович Тет. Успешная работа их организаций позволила Тету оперативно поднять некоторое состояние, оставить дела на Урале и в начале 1850-х возвратиться на родину. Это событие позволило Гектору Гуллету, который к тому моменту времени успевает себя зарекомендовать с лучшей стороны, оказаться в значении равноправного делового компаньона Петра Гакса. С 1853 года он — соучредитель екатеринбургского предприятия Гакса под названием «Мельковская механическая фабрика», а с 1858 года — нового производства Петра Васильевича в Кунгуре под названием «Чугунолитейный и механический завод Гакса». В это же время (конец 1850-х) Гуллет строит и запускает собственный судостроительный завод в городе Пермь.
Промышленник расходует множество сил и времени для того, чтобы сформировать работу пермского предприятия и вывести его на хорошую прибыль. Из-за этого обустройством и развитием завода в Кунгуре приходится заниматься по большей части самому Гаксу. На строительство первых кунгурских цехов, а также их техническое оснащение у купцов уходит порядка 40 тысяч рублей. На заводе устанавливается самое совершенное оборудование, что существовало в те годы: паровые и воздуходувные механизмы, паровой молот, печи и котлы. Уже в течение первого года работы кунгурского завода Гакса и Гуллета в его стенах строятся и спускаются на воду два железных парохода. Издержки на строительство судов превысили 80 тысяч рублей. После продажи первых пароходов предприятие получает ровно 10 тысяч рублей чистой прибыли.
Приход в Тюмень
Гуллет не любил сидеть на месте. Как многие из деятелей своей эпохи, этот промышленник постоянно стремился вперед. С начала 1860-х годов он появляется в Тюмени, где на левом берегу Туры по улице Береговой напротив территории современного тюменского Речного порта ставит небольшие мастерские — филиал екатеринбургской «Мельковской механической фабрики». В них начинают собирать суда из деталей и корпусов, которые изготавливаются на заводах в Екатеринбурге и Кунгуре. Тогда же нарастает нужда капитального ремонта оборудования и зданий головного предприятия. Однако ни Гуллет, ни его соратники по делу не горели желанием тратить баснословные суммы на обновление старых заведений на Урале. Интереснее и выгоднее было строить новые верфи. Так в 1863 году тюменские мастерские Гектора Гуллета становятся самостоятельными судостроительным заводами, а «Мельковская механическая фабрика» в Екатеринбурге постепенно сбрасывает производственные мощности и через несколько лет прекращает работу.
В Тюмени Гуллет отметил новый успех. Но уже совсем скоро, буквально через год, в деревне Мысовская близ Тюмени И. Колчин, У. Курбатов и Иван Игнатов начинают возводить первые цеха «Жабынского судостроительного, чугуно- и меднолитейного завода», ставшего впоследствии легендарным предприятием, одним из самых известных и крупных в стране к востоку от Уральских гор.
Текст и фото: Сергей Ермолаев