Мыс
На территории современного городского района под названием Мыс насчитывается 40 с лишним улиц и переулков. Мыс состоит из двух неравных частей: большая часть района лежит между Тобольским трактом и левым берегом Туры, а малая уходит в северном направлении — от Тобольского тракта до обводнённого карьера рядом с корпусами Колледжа водного транспорта. Если не учитывать крупнейшие магистрали в этой части города Тобольский тракт и улицу Тимофея Чаркова, которая выступает своеобразной границей района на востоке и северо-востоке, то наиболее длинной мысовской улицей будет улица Кулибина. Она начинается возле парка имени Ю. А. Гагарина и тянется почти 2 километра до самых восточных окраин района. Судоремонтная — вторая по протяжённости магистраль среди малых и средних улиц Мыса, уступающая улице Кулибина лишь на пару сотен метров.
Мыс получил своё название от одного из рабочих поселков, возникших здесь в советское время после образования Тюменского Судостроительно-судоремонтного завода. Посёлок же наследовал название древней деревни, которая называлась Мысовской. Здесь, возле деревеньки Мысовской, и был однажды поставлен крупный промышленный объект, сыгравший очень большую роль в развитии судостроения и судоходства во всей Сибири — «Жабынский завод» Курбатова и Игнатова.
Иван Игнатов
Сложно сказать, смогли бы нижегородские промышленники Иван Колчин и Устин Курбатов развить свое дело в Тюмени без помощи кого-то со стороны или нет. Сам Колчин ни разу не побывал на тюменской земле, да и его компаньон никогда не проживал здесь на постоянной основе, лишь изредка появляясь по мере необходимости. Его слишком сильно занимали пароходные дела на Каме, Волге и других реках. С подачи Колчина и Курбатова за судостроение на тюменской реке Туре берётся Иван Иванович Игнатов, которого в то время больше других интересовало налаживание регулярного (профессионального, как сказали бы сегодня) судоходства на путях Обь-Иртышского бассейна. Для реализации желаемого был необходим крупный завод с большим количеством обученных инженеров, механиков и прочих сотрудников высокой квалификации. К слову, Иван Игнатов тоже не был уроженцем Тюмени. К моменту начала строительства первых цехов «Жабынского завода» возле деревни Мысовской он успел прожить в первом русском городе Сибири всего два или три года.
Будущий владелец пароходного бизнеса и основатель первой в Тюмени электростанции родился в 1833 году на реке Оке в городе Белёв. Юный Иван Игнатов начинает торговать, постепенно выбивается сначала в ряды успешных торговцев, а затем становится купцом 1-й гильдии. Но река возле Белёва очень часто становилась слишком мелкой для судоходства, и это сулило никаких радужных перспектив в торговых делах Игнатова. Объём продаж в городе падал. В связи с участившимися сбоями в перевозке грузов водным транспортом опустели купеческие склады. Иван Иванович принимает решение отправиться на Урал, а затем в Сибирь. В начале 1860-х годов ещё молодой, энергичный, целеустремлённый Игнатов оседает в Тюмени, где продолжает занимаясь предпринимательством и активно участвует в общественной жизни города. Тюмень ему сразу полюбилась. Она весьма походила на родной Белёв, а полноводная Тура казалась раем для того, кто хотел серьёзно заняться пароходством.
Жабынский механический судостроительный, чугуно- и меднолитейный завод | картинка с сервиса «Яндекс.Картинки», обработка автора статьи
Новый завод
Для строительства нового завода Игнатов выбрал место на левом берегу Туры возле деревеньки Мысовской. Отсюда до верфи Гектора Гуллета было ровно 5 километров по прямой. Согласно рассказам местных жителей, деревня существовала уже около 200 лет, но это была совсем небольшая и малонаселённая деревня. Мимо неё через сосновый бор шёл в сторону Тюмени тракт. Работники других деревень и городских районов могли быстро добраться по этому тракту до нового предприятия. Место оказалось действительно удачное и выгодное во всех отношениях. И вот дикий берег реки, где когда-то находилась стоянка древних людей с их захоронением, начинает преображаться. Новый завод сулит много рабочих мест для жителей окрестных населённых пунктов, поэтому все одобряют его возведение и с нетерпением ожидают это событие. Начало строительства первых цехов «Жабынского механического судостроительного, чугуно- и меднолитейного завода» приходится на осень 1864 года. Верфь начинает работать уже вскоре, но на полные производственные мощности выходит к 1871 году. Игнатов сам даёт название предприятию. Купец постоянно испытывал ностальгию по родине. Оставшись навсегда в Тюмени, Иван Иванович неизменно подписывает свои документы как «белёвский купец 1-й гильдии». Завод же он называет в честь преподобного Макария Жабынского, чудотворца XVI–XVII столетий, основавшего вблизи Белёва Жабынскую Введенскую пустынь (Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь).
Изначально Иван Игнатов лично управляет заводом, фактически являясь его владельцем из-за отсутствия в городе учредителей. Внимательное отношение купца к нуждам рабочих, умение найти необходимых специалистов, большие технические знания несмотря на отсутствие специального образования, а также осведомлённость в теме новинок мирового судостроения позволяют Игнатову быстро вывести завод в ранг лучших в регионе, а затем в статус одного из лучших в стране. В числе продукции, выпускаемой «Жабынским заводом», присутствует оборудование для мельниц и железной дороги, котлы для паровых машин, всевозможные механизмы и готовый речной транспорт.
Роберт Вардроппер
Третьим крупнейшим промышленником и судостроителем за Уралом после Гектора Гуллета и Игнатова к концу 1860-х годов становится Роберт Вардроппер. Он строит завод совместно с сыновьями Эдуардом и Якобом. Верфь семейства Вардропперов находится на реке Тавде в деревне Жирянково. Англичане живут в Тюмени, имеют в собственности несколько деревянных и каменных домов. Они не прогадали, выбрав для своего производства Тавду. Во-первых, эта река превосходила Туру по водному балансу. Во-вторых, на всём протяжении реки не было ни одной верфи. В-третьих, вдоль Тавды стояли обширные лесные массивы, которые стали почти неиссякаемым источником хорошей древесины и позволили промышленникам выпускать самые дешевые в Зауралье и в Сибири лодки и баржи. Рабочих на завод и лесопилку Вардропперы набирали из окрестных деревень, включая Жиряково. Дорога, ведущая на предприятие, соединялась возле названной деревни с большой магистралью дорогой. Подъезд к верфи промышленники замостили камнем и украсили по всей длине берёзами. Сегодня на картах уже нет ни верфи, ни деревни. Даже берёзовая аллея сохранилась частично. До сих пор неясно, почему люди покинули это красивейшее и очень удобное для проживания место.
Михаил Плотников
В начале 1870-х годов тобольский и тюменский купец Михаил Данилович Плотников становится четвёртым крупным судостроителем и пароходовладельцем в Тюмени. В годы расцвета сибирского судостроения в Тобольске появляются и другие судостроительные конторы. Однако в большинстве случаев это мелкие начинания, которые быстро увядают из-за неумелого ведения дел своими хозяевами или по другим причинам. С течением времени даже самые мощные заводы из первой тройки начинают испытывать дискомфорт, вызванный непрерывным соперничеством друг с другом. Наступают 1880-е годы, время невероятного расцвета «Жабынского завода» и начала конца всех его крупных конкурентов.
В 1881 году умирает Иван Савельевич Колчин. Согласно завещанию, его мощная судостроительная империя переходит в полное и безраздельное владение Устину Курбатову — ближайшему родственнику. Курбатов проявляет себя как чрезвычайно талантливый предприниматель и организатор, который за несколько лет в значительной степени укрепляет и расширяет все начинания Колчина. Став продолжателем его дел, Устин Курбатов теперь больше внимания оказывает и тюменскому производству. Вместе с Иваном Игнатовым, начавшим в середине 1870-х собственное пароходство, купцы создают в Тюмени организацию под названием «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли Курбатова-Игнатова». Также они отстраивают на Мысу новые кирпичные заводские корпуса. И в течение 1880-х годов выводят предприятие на принципиально иной, более высокий уровень.
Текст и фото: Сергей Ермолаев