«Пёсик и прочее…» Художник Влад Тахтау. Первые работы художника. Создано в Тюмени
О первых работах и отсутствии привязки к городам
Влад, очень здорово, что всегда находишь время пообщаться на тему искусства и всего, что с ним связано. Ты помнишь свои первые работы? С чего ты начинал?
— Начал с собачки. Она вместе с другими фрагментами одной большой работы до сих пор существует в одном из относительно новых районов Тюмени. Нарисовал её на одной из стен дома, в котором живут родители. У мамы открылась школа английского на дому. По этому случаю я решил разрисовать часть стен нашего дома. И первым делом изобразил собачку с бантом в виде флага Англии, хотя пёс — это французский бульдог. Эта собачка и была моим первым опытом в стрит-арте. С неё я начал свой путь. Это было летом 2019 года. Тогда я ещё мало знал о стрит-арте, почти ничего не знал ни о работе с баллончиками красок, ни о колпачках к ним. Просто взял и начал рисовать.
«Пёсик и прочее…» Художник Влад Тахтау. Первые работы художника. Создано в Тюмени
Ты очень быстро стал известным автором стрит-арта. Видимо, очень много рисуешь?
— Стрит-арт — специфическая штука. Он создаётся в основном в тёплое время года. А это от трёх до пяти месяцев в году. Поэтому как только начинается лето, действительно работаю, не покладая рук. Жизнь идёт. Хочется многое успеть. Не хочется тратить силы и время на какие-то бесполезные вещи, которые тебе не интересны, к которым не лежит душа. Художнику ведь что нужно? Нужно рисовать. Чем больше он рисует, тем лучше он это делает, он развивается. Конечно, можно сидеть и ждать подходящего момента, когда кто-то куда-то пригласит, появится заказ что-то сделать или произойдёт ещё что-то. Но это как ждать погоды у моря. Нужной погоды может не быть очень долго. А время идёт. Стараюсь каждое лето реализовать себя по максимуму.
Но ты рисуешь не только в Тюмени. И с некоторых пор даже в большей степени не в Тюмени. Стал ездить по всей стране. Иначе уже вся Тюмень была бы в твоих артах.
— Как уже сказал, я постоянно стараюсь реализовать себя максимально. Я непрерывно ищу для этого возможности. И в связи с этим не привязываюсь ни к какому конкретному городу. Привязка к одному городу сильно ограничивает, каким бы тот город ни был большим и развитым. Если мне хочется куда-то поехать, или нужно уехать, я беру и еду. За те годы, сколько я в стрит-арте, получилось поработать в городах нескольких российских регионов. У меня много маленьких и очень крупных работ в Далматово и Кургане, есть работы различного масштаба в крупных городах западной части страны. Этим летом я еду рисовать на заказ в один из малых городов севера Тюменской области, еду прям на самый север.
«Вера. Надежда. Любовь». Художник Влад Тахтау. Создано в Тюмени
О заказах на создание артов и об уличном искусстве в Тюмени
Ты сказал, что рисуешь на заказ. Много получаешь заказов? И от кого они поступают?
— Сейчас стали появляться заказы от государственных учреждений. Я уже упомянул Далматово в Курганской области. Там работаю на постоянной основе с городской администрацией и создал за последнее время порядка 17 работ разного масштаба. В сотрудничестве с администрацией Далматово никогда не возникало трудностей. Всегда идут навстречу, когда сам проявляю инициативу, хочу что-то сделать своё, не заказное. Кстати говоря, здесь очень хороший пример того, насколько открыты бывают власти малых городов к подобным вещам и насколько сложно официально реализовать себя уличным художникам в крупных городах.
«Портрет Сергея Бодрова». Художник Влад Тахтау. Создано в Тюмени
Получается, в Тюмени с этим делом сложнее?
— Могу привести собственный пример. У меня был проект, были спонсоры, мы хотели нарисовать портрет российского путешественника Фёдора Конюхова на видном месте одной из центральных улиц Тюмени, на улице Ленина. Подавали заявки, писали письма в городскую администрацию и даже обращались лично к мэру. Никто не пошёл нам навстречу. Никто из властей не проявил заинтересованности. С обращениями к компаниям и собственникам заборов и зданий тоже всё сложно, неоднозначно. Бывает, обращаешься с предложением нарисовать что-то, а в ответ получаешь примерно следующее: «А зачем нам это надо? А какая нам с того выгода?» И это имеет место даже в тех случаях, когда выбрана плохая, ушатанная во всех смыслах стена, которую вандалы изрисовали всякими уродливыми символами. Так что да, художникам в Тюмени сложно даже заявить о себе, не говоря уже о каком-то развитии. Единственное, что более-менее поддерживает в Тюмени уличное искусство — это фестиваль «Морфология улиц». Но там участвует много художников из других городов, а тюменским не всегда уделяется должное внимание, хотя они, безусловно, есть.
«Портрет рэпера Дэцла». Художник Влад Тахтау. Создано в Тюмени
В свете того, что ты сейчас рассказал, мы можем утверждать, что в Тюмени есть стрит-арт со своим уникальным лицом?
— Почти весь качественный стрит-арт, что сейчас можно увидеть в Тюмени, создаётся участниками каких-либо заказов крупных предприятий или городских властей, а также в рамках фестиваля «Морфология улиц». Но это разовые мероприятия, они длятся несколько дней или недель. Не более. На «Морфологию улиц», как я уже сказал, съезжается много авторов из разных городов страны. Один раз в год собрались, создали ряд работ и всё. Этого недостаточно, чтобы говорить о том, что в Тюмени есть своё уличное искусство. Лицо тюменского стрит-арта должны создавать местные художники. Они должны рисовать постоянно и много. И должны делать это официально, чтобы их творчество сохранялось на улицах как можно дольше. К сожалению, ничего из перечисленного не происходит.
Но если городские власти, те или иные компании, застройщики хотя бы иногда сами ищут художников, чтобы реализовать какие-либо замыслы, это ведь хорошо?
— Администрации и прочие организации время от времени выдвигают свои инициативы. Однако и тут не всегда всё просто. Бывает так, что та или иная организация хочет всё сделать на халяву, либо с мизерными затратами, которые едва ли могут окупить художнику расходные материалы. В такие моменты складывается впечатление, что заказчики совершенно не ценят художников, не относятся к ним серьёзно. Видимо, думают, что если сами что-то предложили, художник должен на радостях согласиться на любые их условия, лишь бы ему позволили что-то сотворить. Нехорошо получается.
Что ж, это было интересно, хотя мы беседовали совсем недолго. Будем надеяться, что уличное искусство в Тюмени будет развиваться, и ты ещё не раз порадуешь нас своими работами именно здесь, в своём городе.
Взял интервью и подготовил текст Сергей Ермолаев, фото принадлежат автору публикации