Начало легенды
После того, как не стало главного учредителя «Жабынского завода» И. Колчина, заводом руководит Устин Курбатов. Но в завещании Колчина имелась пометка о том, что полноправном распорядителем производства на предприятии должен стать тюменский купец Иван Игнатов.
Ещё до этого, в начале 1870-х, «Жабынский завод» серьёзно заявляет о себе, показав свою продукцию сначала на Тюменской промышленной выставке, а затем на выставках в других городах. Следующие годы становятся для него стремительным подъёмом. 1882 и 1883 годы — возводятся два новых заводских корпуса из кирпича. На территории предприятия появляется полноценный медпункт и отдельное здание заводоуправления, а также строится паровая мельница с водокачкой. Чуть позже появляются училище по образцу фабрично-заводских, небольшая церковь и несколько жилых домиков для преподавательского состава.
На пике успеха
«Жабынский завод» прославился не только выпускаемой продукцией, но также трудившимися в его стенах специалистами, профессионализм которых стоял на высочайшем уровне. Поначалу Иван Игнатов приглашает в Тюмень необходимые кадры с других предприятий Колчина и Курбатова, в том числе из Нижнего Новгорода. Затем промышленник вкладывает существенные денежные суммы в приём иногородних учителей для подготовки заводского персонала в новом училище при заводе. В разное время на верфи трудятся от 300 до 500 человек. Благодаря Ивану Игнатову в историю тюменского судостроения вписаны имена таких выдающихся мастеров, как И. И. Кочетков, Т. П. Красильников, Г. Е. Аукин, а также Л. Я. Капитанов, являвшийся заводским управляющим и большим новатором. За заслуги Капитанова перед заводом И. И. Игнатов называет его именем один из своих пароходов!
На «Жабынском заводе» были разработаны и внедрены в постоянную практику водные и сухопутные краны для подъёма очень тяжёлых грузов, особые механизмы для мельниц, новые рельсы для железной дороги. Было совершено множество других открытий и сделано немало разработок. Помимо этого предприятие Игнатова получает известность как первое судостроительное производство в Сибири, на котором появляется электричество! Иван Игнатов строит и запускает сразу две электростанции: одну для верфи, а другую ставит на правом берегу Туры недалеко от перевалочной железнодорожной станции «Пристань Тура», снабжая электрической энергией не только её и близлежащий порт, но также все окрестные жилые дома и небольшую набережную. К тому времени Игнатов — уже хозяин крупнейшего речного флота за Уралом, настолько крупного, что с ним не торопится конкурировать ни один другой пароходовладелец.
Закат легенды
В период первой русской революции 1905–1907 годов у «Жабынского завода» начинаются первые серьёзные проблемы. В основном это потеря большого числа заказов и производственных оборотов. Однако ещё до начала XX века на прибыльности завода постепенно начинает сказываться отсутствие железнодорожных подъездов. Железная дорога прошла в город с противоположной стороны реки. И предприятия, располагавшиеся на правом берегу Туры, с того момента находились в более выгодном положении. Вследствие всего перечисленного Иван Игнатов решает отойти от заводских дел и отдаёт управление верфью Фоме Егоровичу Ятесу, а сам полностью погружается в дела пароходства. Однако Ятесу не удаётся вернуть взятые ранее обороты производства и вновь поднять прибыльность предприятия.
С началом 1912 года, по согласованию с Игнатовым, завод прекращает работать. Тогда же Иван Иванович складывает с себя все обязанности в «Товариществе Западно-Сибирского пароходства и торговли» и возвращается на родину. Территория «Жабынского завода» быстро пустеет. После окончательного прихода за Урал Советской власти на базе бывшей верфи сначала разместится здравница для заводских рабочих, затем начнёт функционировать Тюменский Судостроительно-судоремонтный завод. Но это будет совсем другая история.
Текст и фото: Сергей Ермолаев