По берегам реки
Тюмень — не такой уж и большой город. Он тянется по берегам реки Туры с запада на восток всего лишь 13 километров. Имея желание, это расстояние можно преодолеть пешком за достаточно непродолжительное количество времени. И часть пути (причём большую часть) до недавнего времени позволяла преодолеть старая железнодорожная ветка. По ней между перевалочной станцией Тура и промзоной посёлка Антипино до конца 1980-х годов активно курсировали один за другим составы. Ещё был перегон, связывавший станции Тура и пассажирский железнодорожный вокзал. Сегодня от него не осталось и следа. Ветка между станцией Тура и Антипино до сих пор существует, причём на всём своём изначальном протяжении, хотя местами в районе речного порта и Судостроительного завода её начали демонтировать. Несколько лет как не существует ни завода, ни порта, а значит и «железка» в этих местах больше не нужна. Тем более на территориях когда-то существовавших предприятий теперь растут современные жилые комплексы… Но дальше, за мостом улицы Мельникайте и в районе Лесобазы железная дорога продолжает служить по своему прямому назначению, поскольку в тех краях много производственных и складских баз. По этой «железке» (точнее, по тому, что от неё осталось) сегодня и прогуляемся. Начать наш путь лучше всего от территории, на которой стоял речпорт, а нынче возвышаются корпуса нового ЖК.
Тычковка
Район, где до 2020 года функционировал тюменский речной порт имеет историческое название — Тычковка. Ранее самая грязная, неприветливая, криминально активная окраина города. Теперь же — почти центр областной столицы. Время изменяет окружающую нас среду до неузнаваемости, однако некоторые детали той или иной местности и её дух всё же остаются в десятилетиях, иногда и в веках. Так и здесь. Несмотря на многочисленные сносы старой застройки и возведение современных высоток здесь по-прежнему чувствуется некоторый дух старины. Шагаем от бывшей территории порта под Профсоюзным мостом и дальше по краю бывшей территории Судостроительного завода, который тоже больше не работает и уже почти полностью снесён. Идём по дорожке, оставшейся от демонтированной на этом отрезке пути железнодорожной ветке. Домик легендарной станции Тура остаётся далеко позади нас. Он спрятан за высоким жестяным забором на улице Пристанской, возле речного берега и уже не менее десятка лет ожидает реставрацию. Пробраться к нему сложно. Сейчас домик станции снова взят под охрану, ворота высокой ограды всегда плотно закрыты. Теперь рельсы разобраны и там, возле домика станции. Но несколько десятилетий назад жд-путь продолжался до самого Челюскинского моста!
Челюскинский мост
Мост по улице Челюскинцев начали строить в 1956 году, когда стало ясно, что город не может развиваться полноценно без надёжного сообщения с Зарекой. Работы по возведению первого тюменского моста из металлических конструкций через Туру затянулись на несколько лет и завершились в октябре 1961 года. Главной особенностью нового путепровода стала иллюзия наклона в сторону левого, более низкого берега. На самом деле центральный пролёт моста стоит горизонтально, никакого наклона у него нет. А вот пролёты, идущие от центрального пролёта к берегам, слегка наклонены. Общая длина моста составляет около 319 метров, ширина — 14 метров. Стоит отметить, что Челюскинский мост неплохо просматривается с другого моста, перекинутого через реку спустя почти 30 лет. Имя ему — Профсоюзный мост. Как и в первом случае, название это вытекает из названия основной улицы, которая оказалась как бы продлена за счёт путепровода.
Окрестности Судостроительного завода и Профсоюзный мост
Некоторым из нас будет не хватать семи понурых клювов тюменского речного порта, демонтированных в 2020 году. Будет недоставать той молчаливой угрюмости всего порта, которую можно было наблюдать с высоты Профсоюзного моста. Созданный в 1963 году, порт некоторое время играл исключительную роль в освоении нефтяных месторождений Западной Сибири. Затем появился Тобольский речной порт, и тюменский порт стал менее важен. В последние же годы перед остановкой и сносом он переживал тяжёлое время и функционировал едва ли не в убыток себе. Отчасти порт начал терять актуальность ещё и по воле самой реки, которая в последние годы стала часто слишком сильно мелеть и парализовывать его работу. .И вот порт исчез. Но если такие объекты, как порт и его портальные краны часто недолговечны и время от времени заканчивают свою историю, то мосты зачастую остаются в веках. Актуальность мостов не пропадёт никогда.
Среди таких мостов, которые будут нужны всегда, числится и путепровод по улице Профсоюзной. Повозиться с ним пришлось немало, прежде чем он предстал перед жителями города таким, каким мы видим его в данный момент времени. Возвели сооружение относительно быстро. Но, как выяснилось перед сдачей в эксплуатацию, сделали это с ошибками. Разные фрагменты моста проектировали разные фирмы, причём это были московские организации. Неудивительно, что в итоге кое-что пошло не так. В конце 1990-го года местные печатные издания сообщали о провисании центрального пролета моста на 46 сантиметров, об ошибках при расчётах опорных конструкций и необходимости замены 66 плит в проезжей части с поднятием опор на полметра. Строителям пришлось вносить исправления на уже готовом объекте. Осенью 1991 года была открыта только половина моста. Одновременно сдали мост через озеро Алебашево и путепровод через улицу Госпаровскую. Но работа по исправлению ошибок с путепроводом через реку затянулась на много лет. Полностью Профсоюзный мост открыли только в 1999 году. Ширина моста с учётом пешеходных зон превысила 38 метров при длине 374 метра. И столь большой размах вовсе не случаен. Здесь предполагалось пустить трамвай, который должен был курсировать из центра города в заречные микрорайоны. Но проект так и остался на бумагах.
Между Профсоюзным и Мельникайтевским мостами
От Профсоюзного до следующего моста, принадлежащего улице Мельникайте, идти по демонтированной железнодорожной ветке примерно 2 километра. На протяжении более чем половины этого пути слева от нас пока ещё высится старый, изрисованный вандалами, много где покосившийся бетонный забор бывшей территории Судостроительного завода. Как и жд-путь, одно из крупнейших в стране предприятий по строительству речных судов, теперь снесено. На его месте полным ходом строят большой жилой комплекс с собственными сквером и набережной.
Мост улицы Мельникайте
Очень интересен был своим конструктивным решением и своей историей Совмещённый мост, соединяющий заречную Тюмень с центром по улице Мельникайте. Исторически Совмещённый был вторым мостом через Туру после моста по улице Челюскинцев. Его начали строить с высокой насыпи на левом берегу для подвоза к ТЭЦ-1 по узкоколейной железной дороге торфа Тарманских болот. Пуск узкоколейки состоялся осенью 1967 года. Вскоре после этого рядом с железнодорожным мостом был построен автомобильный — из тех же материалов и внешне в точности повторяющий своего младшего собрата, но оказавшийся немного шире. Общая ширина двух частей путепровода составила чуть более 10 метров, длина каждой из них равнялась 288 метрам. Примечательно, что железнодорожная часть Совмещённого моста послужила переправой через реку в том числе для составов, сворачивающих с Транссибирской магистрали на Тобольск: широкую железную дорогу положили поверх узкоколейки до посёлка Тарманы, а затем пустили вдоль Тобольского тракта. Поезда курсировали по Совмещённому мосту в течение нескольких лет, пока в начале 1970-х возле деревни Субботина не завершилось затянувшееся на много лет возведение специального железнодорожного путепровода. Что касается узкоколейки, то она просуществовала ещё довольно долго. По ней ходили не только вагонетки с торфом, но и бегал пригородный поезд с маленькими вагончиками, на котором горожане могли добраться из Студгородка на торфяные разработки рядом с посёлком Новотарманский. Узкоколейка прекратила функционировать в конце 1990-х когда. Вскоре рельсы разобрали, а железнодорожная часть Совмещённого моста стала пешеходной.
Сейчас старого Совмещённого моста нет. На его месте уже несколько лет как высится современный просторный путепровод. Но «железка» всё ещё проходит под одним из его пролётов, а некоторые тюменцы называют этот мост Новым Совмещённым, поскольку он тоже строился в два этапа и состоит из двух абсолютно одинаковых частей, перекинутых через реку параллельно друг другу. Проходим под малым пролётом нового путепровода и шагаем дальше. А дальше начинаются окрестности Туринского элеватора, за которым простирается район Лесобаза. И история той части города уже никак не связана с перечисленными мостами.
Текст и фото: Сергей Ермолаев