
«Воровка книг» (2013), режиссёр Брайан Персивал
Действие картины разворачивается в Германии в период Второй мировой войны. Юная Лизель Мемингер попадает в дом приёмных родителей — добродушного маляра Ганса и его супруги Розы, чья строгость лишь скрывает сердечную теплоту. Будучи неграмотной, девочка постигает чтение по «Руководству для могильщиков», которое она стащила на кладбище. Новая жизнь наполняется для неё дружбой с озорным соседским мальчишкой Руди, тайной в лице скрывающегося в подвале еврея Макса, и книгами, становящимися главным утешением среди ужасов нацистского режима.
Режиссёр Брайан Персивал создал не типичную военную драму, а камерную притчу, где война служит лишь фоном для исследования человеческой природы. Однако главная сила ленты — в актёрских работах. Софи Нелисс, исполнившая роль Лизель, тонко передаёт детскую хрупкость и упорство. Её большие глаза подобны зеркалу, отражающему весь ужас и надежду того времени. Также кинокартина выделяется визуальной составляющей: она отличается тщательно выстроенными кадрами и высокой операторской работой. Впрочем, некоторую театральность сцен упрекнуть можно: улочки немецкого города выглядят чрезмерно идиллично и чисто, флаги со свастикой встречаются буквально на каждом шагу, а причёска главной героини остаётся безупречной даже в самых неопрятных ситуациях.
Несмотря на отдельные огрехи и вольную трактовку исходного романа Маркуса Зусака, фильм получился атмосферным и душевным, оставляющим приятное послевкусие.

«Кракен» (2025), режиссер Николай Лебедев
В ледяных водах Гренландского моря пропадает субмарина «Атаман Ермак», перевозящая секретное оружие. На её поиски отправляется младший брат капитана пропавшей подлодки на подлодке «Заполярье». Вскоре выясняется, что причиной катастрофы стал Кракен — древнее морское чудовище, пробудившееся из-за проводимых в регионе геологических взрывов.
Создаётся ощущение, что режиссёр Николай Лебедев задумал совместить в своей работе голливудский экшн с семейной драмой. К сожалению, обе линии не увенчались успехом. Технически проработанный монстр возникает слишком редко и служит скорее фоном, нежели реальной угрозой. Единственный по-настоящему зрелищный эпизод — атака на норвежскую платформу. Впрочем, этот недостаток мог бы быть прощён, если бы не главная проблема. Все персонажи без исключения получились плоскими и невыразительными, а сценарий страдает эклектичностью и незавершённостью. В конечном счёте, никакой подлинной драмы в фильме не возникает.
В целом картина, конечно, смотрится. И временами смотрится с некоторым увлечением. Но после — всё-таки остаются определённые вопросы.

«Самый ценный груз» (2024), режиссёр Мишель Хазанавичус
В лесах оккупированной нацистами Польши разворачивается история на грани сказки и кошмара. Главные герои — лесоруб и его жена, живущие в нищете и тоске по утраченному ребёнку.Однажды зимой женщина находит возле железнодорожных путей младенца — девочку, выброшенную из «поезда смерти». Женщина видит в этом божественный дар и, вопреки протестам мужа, принимает её в семью. Однако спасение еврейского ребёнка в мире, отравленном антисемитизмом, превращается в опасную игру: соседи-коллаборанты, доносы и постоянная угроза расправы заставляют их бежать.
Визуальная притча, созданная в стиле, похожем на картины Ивана Билибина, в которой идиллические пейзажи контрастируют с экспрессионистским кошмаром лагерей, а персонажи лишены имён, становясь архетипами. Жена дровосека воплощает иррациональную доброту, а в её молчаливых жестах или молитвах богам поезда читается языческая вера в чудо. Лесоруб же проходит путь от ненависти до пробуждения эмпатии. Сцена, в которой он слышит биение сердца в срубленном дереве, а затем в ребёнке, символизирует разрушение предрассудков. Всё подано весьма красиво и поэтично.
Тема Холокоста проходит через узнаваемые детали: поезд смерти, печи крематория, жертвенные родители и так далее. Музыка композитора Александра Деспла местами избыточно сентиментальна. Закадровый голос рассказчика как бы упрощает повествование, сводит его к набору тезисов, среди которых главным угадывается мысль о любви как основе всего. Несмотря на последнее фильм является бесспорным и подвергать его излишней критике было бы несправедливо. Рисованная анимация позволяет показать непоказуемое. Чего стоят одни только зомби-лица истощённых узников концлагеря. Грубая искренность и художественная смелость работы Мишеля Хазанавичуса заслуживают уважения.

«Химера» (2009), режиссёр Винченцо Натали
Двое талантливых генетиков, Клайв и Эльза, проводят эксперименты с ДНК различных животных, но в конечном итоге решают пойти дальше, добавив в исследование человеческий генетический материал. Результатом их дерзкого опыта становится Дрен — гибрид человека и нескольких животных, обладающий крыльями, жаберными щелями и ядовитым жалом. Изначально учёные воспринимают творение как объект исследования, однако постепенно начинают относиться к нему как к собственному ребёнку. Тем временем существо стремительно взрослеет, демонстрируя всё более непредсказуемое и опасное поведение.
Перед нами смелый и противоречивый фильм, сочетающий элементы научной фантастики, хоррора, драмы и даже эротического триллера, что создаёт уникальное кинопроизведение. Возможно, персонажам не хватает глубины, а повествованию — напряжённости, и некоторые сценарные недоработки заметны, однако визуальная сторона почти безупречна. Тщательно продуманный дизайн Дрен, качественные спецэффекты и общая картинка производят определённое впечатление. В целом — достаточно нетривиальное кино, которое, не претендуя на гениальность, всё же немного выделяется на общем фоне, удерживает внимание и не разочаровывает так, как это бывает в других случаях.

Сериал «Этерна» (2025), сезон 1
Сын убитого мятежника Ричард Окделл поступает в элитную школу оруженосцев «Лаик» с единственной целью — отомстить грозному маршалу Рокэ Алве, виновному в смерти отца. Параллельно в знойных песках Агариса потомок давно свергнутых правителей Альдо Ракан заключает рискованный пакт с загадочными гоганами, мечтая о реванше. Над всем этим нависает угроза «Великого Излома» — мистического апокалипсиса, отвратить который суждено лишь четверым избранным.
Сериал весьма противоречив. С одной стороны, он визуально безупречен: отличная графика и операторская работа, интересные персонажи. С другой — его главным недостатком становится излишняя динамика. Стремительный темп повествования явно идёт в ущерб глубине истории и проработке героев. Мы лишь мельком видим культуру гоганов с их ритуалами. Практически не показана повседневная жизнь наследника Альдо. Едва успеваем заглянуть в замок короля-узурпатора, где начинает служить Окделл. Да и жизнь оруженосца в «Лаик» с её суровыми порядками раскрыта крайне скупо.
Сериал больше походит на наивный визуальный аттракцион, поскольку экранизация объёмного первоисточника в таком ускоренном ритме выглядит неуклюже. Та часть произведения, что уместилась в шесть серий, требовала как минимум десяти, а то и больше — это позволило бы сделать повествование более глубоким и ровным. Но создатели явно торопятся, обгоняя даже темп «Игры престолов», взятой за ориентир. Весьма прискорбно…
Текст: Сергей Ермолаев.
Картинки взяты с помощью сервиса «Яндекс картинки» из открытых источников.

Фильмы и сериалы. Весна 2025
Публикация июня 2025 года о фильмах и сериалах, которые я смотрел весной этого же года.
БЛОГ

Фестиваль MIDSUMM прошёл в Тюмени в четвёртый раз

Третий путеводный фестиваль «Проводник»

«Асфальтовый спринт»: несмотря на трудности тюменский автоспорт живёт!

Фестиваль наличников «Открой окно истории» в День города Тюмени

В Тюмени отпраздновали 60-летие Ленинского округа

«Маленькая Даша из большого старого дома»: автор о своей повести

«Дзен»? Спасибо, но всё же — нет!

Тут безопасно: Даша проверила! Или сказ о том, как Даша покоряла Старую Зареку

Беспорядок в Александровском саду Тюмени

Фильмы и сериалы. Весна 2025

Примечательные места. Парк им. Константина Лагунова в Тюмени

Шестая «Неделя моды. Сибирь» в Тюмени

Великий праздник Великой Победы в Тюмени

«Асфальтовый спринт 2025» стартовал в Метелёво 4 мая
