Вместо вступления
В наше непростое время, которое, впрочем, вряд ли когда-то было другим, у многих из нас каждый рубль на счету. Мы стараемся экономить в большинстве случаев не потому, что скупердяи и халявщики, а потому что жизнь заставляет и иначе никак. Вот и подыскиваем постоянно какие-то компромиссы, ломаем голову над выбором той или иной вещи, стараемся не делать необдуманных покупок и опасаемся ошибиться, выбрав не то. Особенно это касается покупок различной техники. В нашем случае — фотографической. С фотокамерами всё более-менее понятно. Сейчас, когда современные аппараты снимают плюс-минус одинаково хорошо, риск приобрести по-настоящему плохую вещь почти отсутствует. Однако с фотооптикой дело обстоит иначе. И часто объективы оказываются на деле совершенно не такими, как ожидалось. В первую очередь то касается бюджетной оптики, более доступной большинству из нас. Об одной из таких как раз поговорим в материале.
Первое знакомство
Полное название рассматриваемого в этой статье объектива: Sigma 30 mm f1.4 DC DN Contemporary Sony E. Маркировка «DC DN» означает, что объектив предназначен для фотоаппаратов кроп-формата с сенсорами APS-C, коих у «Сони» вполне достаточное количество. Буква «С» в серебристом кружочке на корпусе отвечает за класс объектива в современной градации оптики Sigma. «Contemporary» так и переводится: «современный». И это нечто среднее между классами Art и Sport, сочетающее в себе черты и тех, и других Сигмовских стёкол. Объектив действительно новый. Он появился на рынке в 2016 году, то есть как раз в начале эпохи активного развития беззеркальных систем.
Sigma 30 mm f1.4 и другие современные объективы «Сигма» выгодно отличает от родных стёкол Sony то, что это весьма светосильная оптика. Диафрагмой со значением 1.4 может похвастать далеко не каждый объектив, что есть у «Сони». В бюджетном сегменте и вовсе таких не увидеть, если мне не изменяет память. Ближайший Соньковский аналог рассматриваемой «Сигмы» — это Sony 35 mm f1.8 (SEL35F18). В отличие от него, у Sigma 30 mm f1.4 DC DN Contemporary нет встроенного стабилизатора, а корпус не имеет пылевой и влагозащиты. Тем не менее корпус выполнен из достаточно качественного пластика и поликарбоната, отдалённо напоминающего металл. Вещь в целом приятна как визуально, так и тактильно. Поставляется с двумя крышечками (передней и задней соответственно) и блендой. Больше в комплекте нет ничего.
Из личного опыта
Sigma 30 mm f1.4 DC DN Contemporary приобреталась мною в парк личной фототехники по двум причинам: это недорогая автофокусная оптика (по нынешним меркам, быть может, вообще дешёвая), но при всей своей доступности обладающая очень хорошей светосилой. В самом начале статьи я отметил, что большинство из нас в силу тех или иных обстоятельств вынуждены искать компромиссы при выборе техники. Так вот, данное стекло являет собой тот самый компромисс. За скромные деньги я получил отличную светосилу, размытый «задник», хорошо отрабатывающий автофокус при съёмке в фоторежиме, но вместе с тем обзавёлся и рядом «болячек».
Мне не нравится часто переставлять объективы. Менять их во время съёмки не люблю в особенности. Во-первых, это бывает крайне неудобно делать. Во-вторых, от таких манипуляций, производимых слишком часто, нет ничего хорошего для самого фотоаппарата. Вот ещё и поэтому выбор пал на объектив с фокусным расстоянием 30 мм. Он универсален, поскольку на сенсоре APS-C выдаёт увеличение в 45 мм, то есть чуток не дотягивает до классического «полтинника». Это уже не широкий угол, но ещё и не настолько узкий, чтобы испытывать большие трудности при работе в ограниченном пространстве каких-либо помещений. В связи с изложенным рассматриваемая Sigma хорошо подходит почти для любых видов съёмки. За два месяца владения «Сигмой» 30 mm f1.4 DC DN Contemporary мне удалось поснимать различные постановочные портреты, стрит и архитектуру, даже предметку. И могу с уверенностью сказать, что работать с данным стеклом действительно удобно.
После всего сказанного выше обязательно нужно добавить, что рассматриваемая «Сигма» — это исключительно фотографический объектив, который предназначен для фотосъёмки. Только для неё и ни для чего другого. В фоторежиме на камерах Sony A6400 и А6600 объектив отрабатывает вполне достойно. У него быстрый (не такой быстрый, как у родной 35-ки, но быстрый) автофокус, цепляющийся за отслеживаемый объект почти без промахов. Почти! Однако в видеорежиме автоматическая фокусировка не так хороша. Причём «не так хороша» — это мягко сказано. Удерживать отслеживаемый объект во время съёмки видео дольше нескольких секунд не получается: автофокус всегда начинает подёргиваться, то есть его корректировка происходит не плавно, а мелкими рывками, что для видео неприемлемо. А в некоторых случаях при динамике фокус и вовсе принимается рыскать, на какие-то мгновения теряя объект.
Некоторые из плюсов и минусов
- Плюс. Очень хорошая светосила.
- Минус. Отсутствие пылевой и влагозащиты. Даже в месте стыковки с камерой у объектива нет никакой специальной защиты.
- Плюс. Вполне резкая, чёткая картинка на большей площади кадра уже при f1.4. Очень резкая, прям звенящая картинка на значениях диафрагмы от 1.8.
- Минус. Присутствует виньетирование на открытой диафрагме. Также имеется существенная подушкообразная дисторсия.
- Плюс. В фоторежиме достаточно быстрый и чётко отрабатывающий в подавляющем большинстве случаев автофокус.
- Минус. Автофокус в фоторежиме и видеорежиме начинает сильно подводить, много ошибаться при недостаточном освещении.
- Минус. В видеорежиме автофокус действует рывками, что неприемлемо для съёмки видео. При включении внутри камеры режима медленной фокусировки, работа автофокуса замедляется настолько, что иногда кажется, будто он вообще прекращает работать. Похоже, что временами так и есть!
- Минус. Большое количество ярко выраженных хроматических аберраций независимо от режима съёмки и подобранной экспопары. Сильнее всего объектив хроматит при съёмке листвы, архитектуры, а также на столбах и проводах. В некоторых случаях хроматика умудряется появляться даже на лице человека, что уже вообще ни в какие рамки не лезет!
- Плюс. Объектив далеко не самый большой среди подобных. Можно сказать, вообще небольшой. Также он имеет умеренный вес, который почти не ощущается, когда держишь его в руке.
- Минус. Скорее, не минус, а нюанс. Достаточно простое боке. Задник на фото и видео просто размыливается без каких-либо заметных художеств.
- Минус. Отсутствие стабилизации. Хотя, и тут зависит от того, как на это посмотреть. Современные фотокамеры всё чаще получают стабилизацию на сенсоре. В свете этого отсутствие стабилизации внутри объектива перестаёт быть заметным недостатком.
- Минус. Ярко выраженный фрижинг на открытой диафрагме, то есть окрас в разные цвета сильно контрастных зон на размытом фоне.
- Плюс. Электронное кольцо фокусировки, которое остаётся неподвижным при работе автофокуса.
- Минус. Отсутствие кольца управления диафрагмой.
И так далее. Минусы ещё некоторое время можно было бы продолжать, а вот плюсы на этом фактически исчерпали себя.
Вместо заключения
Sigma 30 mm f1.4 DC DN Contemporary для кроп-камер «Сони» — интересный объектив, который, невзирая на своё фокусное расстояние, хорошо «отрывает» фотографируемого человека от фона уже при поясном портрете, весьма точно передаёт цвета, а f1.4 у него вполне рабочая. Однако некоторые из «болячек», что перечислены в предыдущей главе статьи, с лихвой перевешивают все достоинства оптики.
Конечно, непритязательные любители легко могут мириться со многими недостатками, либо попросту не способны их увидеть. Вероятно, так и происходит, потому что ни в одном обзоре рассматриваемой «Сигмы» никто из блогеров не заостряет на них внимание. Не исключаю и того, что некоторые обзоры проплачены. Потому в них умышленно не говорится о том, насколько у Sigma 30 mm f1.4 всё плохо по оптической части. А всё действительно плохо. Возможно, не так сильно, как может показаться с первого взгляда, но плохо. И эта оптика не годится для серьёзной профессиональной работы.
Но, как уже не раз говорилось, иногда приходится идти на компромиссы. И если бюджет не позволяет смотреть в сторону дорогих стёкол, а светосильный фикс с подобным фокусным расстоянием прям очень нужен, то Sigma 30 mm f1.4 DC DN Contemporary Sony E всё-таки способна на некоторое количество времени стать хорошим помощником для рядового любителя. Просто нужно понимать, что объектив с таким ценником не будет оптически хорош настолько, насколько хотелось бы, и не ждать от него чудес.
Текст: Сергей Ермолаев. Картинки взяты с помощью сервиса «Яндекс картинки» из открытых источников.
Публикация не является рекламой и отражает личное мнение автора.