Грандиозный демонтаж объекта
14 октября 2017 года в Тюмени демонтирован главный пролёт автомобильной части Совмещённого моста весом 1000 тонн. За несколько дней до этого был демонтирован главный пролёт железнодорожной части моста, имевший вес 760 тонн.
В октябре 2022 года исполнилось 5 лет с того дня, когда легендарный Совмещённый мост официально прекратил своё существование. В тот день около 15:20 по местному времени специальная баржа подняла центральный пролёт автомобильной части моста, оторвав его от старых бетонно-каменных опор, и начала очень медленно отводить вниз по течению реки. В паре сотен метров ниже для двух мостовых ферм обустроили временный завод по распилу этих огромных конструкций на металлолом. Процесс распила ферм длился до весны 2018 года.
Немного истории
Совмещённый мост был перекинут через реку Тура и соединял по улице Мельникайте заречную и центральную части Тюмени. Его начали строить с высокой насыпи на левом берегу, по которой затем была проложена двойная железнодорожная ветка: обычная, по которой какое-то время ходили поезда от станции Тюмень в сторону Тобольска, а также узкоколейная — для перевозки торфяного топлива с Тарманских болот, где его добывали, к первой тюменской ТЭЦ. Движение по железной дороге через мост пустили к осени 1967 года. Чуть позже параллельно железнодорожному мосту поставили автомобильный. Он был в точности такой же, как железнодорожный, словно его брат-близнец, но заметно шире. Общая ширина двух мостовых конструкций, перекинутых через реку, составляла 10 метров, а длина каждого из центральных пролётов моста достигала 288 метров.
Ещё по железнодорожной части моста почти до конца 1990-х годов «бегал» по узкоколейной линии трамвайчик, возивший людей через реку на Тарманы и дальше, к посёлку Мелиораторов и деревне Казарово. В тех краях даже улица до сих пор существует под названием Узкоколейная! А с этим трамвайчиком у тюменцев связано много тёплых, приятных воспоминаний.
Картина сегодняшнего дня
Сейчас на месте Совмещённого моста действует новый путепровод, полностью отвечающий нынешним требованиям интенсивно развивающегося города, который с каждым годом всё больше становится похож на настоящий мегаполис. Современный путепровод уже никто не называет Совмещённым мостом. Наверное, это было бы и неправильно.
В этом районе многое изменилось за последние 5 лет. По правому берегу реки перед мостом высится новый квартал «Правобережный», эффектно отражающийся в воде при определённых погодных условиях, а слева от реки завершается строительство, пожалуй, самого необычного, интересного, неординарного жилого квартала «Айвазовский» с нерядовым для нашего города дизайнерским решением всей территории, где имеются собственный парк отдыха и целая система небольших бассейнов с фонтанами. В ближайшем будущем у квартала должна появиться собственная набережная.
Текст и фото: Сергей Ермолаев